При доставке сыпучих материалов нередко можно столкнуться со смерзаемостью грузов. Это характерно для периода, начиная с поздней осени и заканчивая весенней оттепелью.
При поставке груза автомобильным транспортом на расстояние до 200 км, разница температур не так ощутима. А вот при доставке груза железнодорожным транспортом, при различных температурах в месте погрузки и выгрузки, уже критична.

Смерзаемость - естественное состояние, которое возникает при замерзании влаги, находящейся в сыпучем материале. Тем самым превращая сыпучий материал чаще в частично комковую или поверхностную мерзлую глыбу, реже в "монолит".
В зависимости от расстояния в пути и времени простоя/ожидания выгрузки, а также от вида груза, его свойств, пористости и влажности, примерзание внутри транспортного средства имеют различный характер.

В первую очередь, при даже не значительных колебаниях температуры, смерзаются более мелкие фракции. Например отсев щебня, ЩПС, песок строительный. Чем крупнее фракция материала, тем больше времени нужно ему для смерзаемости. Данный факт справедлив, если учитывать одинаковую влажность материала в обоих случаях.
Конечно, мы понимаем, что смерзаемость неизбежный и естественный процесс. Но выгрузка монолитно смерзшегося груза практически невозможна. И без ручного или механизированного рыхления или оттаивания не обойтись. Например, для разгрузки смерзшегося груза, свою высокоэффективность доказал электрогидроимпульсный разгрузочный комплекс. Используют также виброрыхлительные установки. В этих случаях, стоит отметить, Грузополучатель затрачивает материальные, временные и трудовые ресурсы, что увеличивает себестоимость сырья.

Законодательная база
Основы и правила мероприятий по перевозке грузов, подверженных смерзаемости прописаны в Сборнике правил перевозок грузов. Также здесь мы видим и перечень тех самых материалов. Эти правила касаются как перевозки железнодорожным транспортом, так и автомобильным.
Приказ от 05.04.1999 г п. 20Ц “Об утверждении правил перевозок смерзающихся грузов”
N п/п | Наименование регионов и их районов | Период применения профилактических мер |
1. | По грузам, отправляемым с железных дорог Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и Октябрьской (участки севернее станции Петрозаводск) железных дорог, назначением на эти и другие железные дороги | с 1 октября по 15 апреля |
2. | По грузам, отправляемым с других железных дорог назначением на железные дороги, указанные в пункте 1, а также назначением на железные дороги Московскую, Горьковскую, Куйбышевскую, Октябрьскую (на участки южнее станции Петрозаводск), Северную (за исключением участков, указанных в пункте 1) и в пределах этих железных дорог | с 1 октября по 1 апреля |
3. | При перевозке в пределах Северо-Кавказской железной дороги на участках Трусово-Червленная и Богословская-Дербент | с 1 ноября по 15 февраля |
4. | При перевозке между другими железными дорогами | с 15 ноября по 15 марта |
Правила и рекомендации, предотвращающие смерзаемость груза
Опираясь на правила перевозок, ответственная сторона за мероприятия против смерзания – Грузоотправитель и Перевозчик.
Обязанность грузоотправителя – не допустить смерзания груза в пути следования. Механизированный процесс пересыпки (рыхления) материала, перед отгрузкой, лишает его лишней влажности. Данная процедура, произведенная перед погрузкой не менее четырех раз, исключает смерзание груза на 95%.

Для обеспечения ряда мероприятий по недопущению смерзания сыпучих грузов, многие используют специальные химические добавки типа ЩСПК (адипинат натрия) или хлористый калий. При автомобильный поставках, перевозчик может обрабатывать соляным раствором борта, что исключит примерзание материала к кузову.
ВАЖНО! При невозможности обеспечить мероприятия против смерзания, Грузоотправитель обязан получить согласие Грузополучателя перед погрузкой и отправкой транспортного средства. Данный факт фиксируется в сопроводительных документах.
ВАЖНО! Если груз подвергся смерзанию по вине Грузоотправителя, составляется акт о некондиционном материале.
Для обеспечения эффективности логистической цепочки поставок, крайне важно всем участникам процесса содействовать в проведении мероприятий по профилактике смерзаемости. Также обеспечивать восстановление сыпучести груза, для скорейшей выгрузки и освобождении транспортного средства.